Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Материал юфть что. Яловые сапоги — что это, из чего сделаны? Смотреть что такое "Юфть" в других словарях

Терминология

Современный термин получил распространение из русского языка. От русского юфть производят украинское ю́фта , белорусское юхт , чешское juchta , польское jucht, juchta , французское youfte , английское yuft , немецкое Juchten . В русском языке слово используется с XVI века, но происхождение его неясное. Многие исследователи производят его от персидского джофт (пара, чета), однако без достаточного обоснования .

В мире юфть часто также называют «русской кожей» (англ. russian leather ).

Характеристики

Характеристики юфти, выпускаемой в России, по состоянию на 2009 год регламентированы государственным стандартом ГОСТ СССР 485-82 «Юфть для верха обуви. Технические условия».

Различают два основных вида юфти:

  • обувную, используемую для изготовления верха обуви, в основном армейской и рабочей.
  • сандальную, используемую при изготовлении верха сандалий .

Особенности производства

При производстве юфти для придания ей мягкости, пластичности , водостойкости и устойчивости к многократным изгибам применяются значительное разделение структурных элементов кожи путём длительного золения и обильное жирование (содержание жира в юфти до 25 % от массы кожи).

Отделывают юфть с лицевой поверхности или по бахтарме , применяя шлифование и покрывное крашение. Отделка с лицевой стороны может сопровождаться нанесением искусственной мереи.

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Юфть" в других словарях:

    Юфть, и … Русское словесное ударение

    юфть - юфть, и … Русский орфографический словарь

    юфть - юфть/ … Морфемно-орфографический словарь

    И; ж. Сорт кожи, получаемый особой обработкой шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Сапоги из юфти. Сандальная ю. ◁ Юфтевый, ая, ое. Ю. завод. Ю ое производство. Юфтяной, ая, ое. Ю ые сапоги. Ю ая обувь. * * * юфть кожа комбинированного… … Энциклопедический словарь

    ЮФТЬ, юфти, и (обл.) ю ф т а, юфты, мн. нет, жен. (голланд. jucht) (спец.). Особый сорт мягкой кожи. Сапоги из юфти. Юфть на седло. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Жен. или юхть, юхоть и юхта (болг.?), кожа рослого быка или коровы, выделанная по русскому способу, на чистом дегтю. Белая или черная юфть. | Юфть, ниж. все три поля земли. Отдать землю юфтью, все три поля. Юфтевый или юфтяной, юхотный, юхтяный,… … Толковый словарь Даля

    Кожа молодых быков особенно мягкой выделки. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ЮФТЬ нем. Juchten, Juften, голл. jucht, jugt. Кожа, получившая при выделке ее дегтем черный цвет. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЮФТЬ, и, ж. Сорт прочной толстой кожи. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    юфть - ЮФТЬ, и, ж Материал, получаемый особой обработкой при выделке шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней; используется для пошива верхней одежды, для изготовления покрытий. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями… … Толковый словарь русских существительных

    ЮФТЬ, кожа комбинированного дубления с предварительной обработкой жиром (жированием), выделываемая из шкур крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Характеризуется значительной толщиной и водостойкостью. Из юфти изготовляют верх рабочей обуви,… … Современная энциклопедия

    Кожа комбинированного дубления (напр., хромтаннидного, хромсинтанного, см. Дубящие вещества) с предварительной обработкой жиром (жированием), выделываемая из шкур крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Характеризуется значительной толщиной и… … Большой Энциклопедический словарь

С древнейших времен человек использует натуральную кожу для изготовления одежды и обуви. В качестве материала используется кожа различных животных. Специалисты называют ее второстепенным продуктом, который поставляется со скотобойни. Кожа натуральная отличается не только по цвету, фактуре, плотности и способам обработки, но и по свойствам.

Выделка

Существует три основных вида натуральной кожи:

  • Сыромятная.
  • Сырая.
  • Дубленая.

Еще одним вариантом является комбинированное дубление, с помощью которого и производится материал юфть. Для получения оного применяют хромсинтаннотаннидное и хромтаннидное дубление. Но давайте обо всем по порядку.

«Русская» кожа

С давних пор повелось говорить, что юфть - это исконно русская кожа. Особенно она ценилась в Европе в конце девятнадцатого века. В то время это был единственный материал, который отличался своей исключительной натуральностью. Ее обрабатывали природным тюленьим жиром и пчелиным воском.

Многие в те времена приходили в негодность очень быстро. «Благодарить» за то следовало плесень, которая поражала натуральные ткани. Кроме того, на кожу воздействовали и насекомые. Юфть - это единственный материал, которому были не страшны эти два фактора.

Характеристики

Для производства натуральной кожи служат шкуры различных животных: коров, свиней, лошадей, быков и т. д. Юфть - это материал, который может быть произведен из любых вышеперечисленных шкурок.

Юфтевая кожа является одним из самых прочных материалов. После предварительной очистки и нескольких видов обработок она остается такой же плотной и твердой. Кроме того, благодаря использованию натуральных жиров, кожа остается эластичной (даже в самые суровые морозные дни). Юфтевые сапоги никогда не «встанут колом», будут мягкими в носке, комфортными и удобными для стопы. Наверняка именно благодаря своей прочности и надежности юфть и получила такую популярность.

Еще одним существенным достоинством является доступная стоимость. Юфть - это кожа, которая относится к разряду недорогих, но высококачественных. Она даже ничуть не уступает популярному ныне каучуку. Этот вид кожи отлично пропускает воздух, что позволяет ноге дышать. Да и стиля и красоты ей не занимать.

Также с уверенностью можно сказать, что юфть - термоустойчивая, экологически чистая, влагостойкая, прочная кожа. Среди тех материалов, которые широко используются для нет ни одного, который бы давал такие отличные показатели толщины.

Этот вид кожи подвергается такому способу обработки, как золение. Зола и натуральные жиры не только позволяют сделать юфть более податливой к пошиву, эластичной и прочной, но и делают ее устойчивой к многочисленным изгибам и растяжению. Опытные сапожники говорят, что быстрее нитки порвутся, чем сносится юфть.

Виды

Данный вид кожи разделяется на два основных вида:

  • Обувная юфть, из которой производятся юфтевые сапоги.
  • Сандальная, которая служит для изготовления летней обуви (мокасин, сандалий).

Юфть обувного типа чаще всего применяется для пошива прочных и надежных армейских сапог и ботинок. Встречаются и обычные сапоги из этого вида кожи, которые предназначены для повседневной носки. Благодаря правильной обработке воском, юфтевые сапоги долгое время не теряют свой презентабельный внешний вид, что делает их покупку экономически оправданной и выгодной.

Сандальная юфть не обрабатывается золой и большим количеством жира. Так как она используется для изготовления обуви для летней носки, то большее внимание при производстве уделяется защите от прямых солнечных лучей (выгоранию и выцветанию кожи).

Достоинства и плюсы

Специалисты говорят, что правильно подобранные методы обработки юфти могут в корне поменять направленность и свойства этого вида кожи. В таком случае юфтевая кожа может быть использована и для производства верхней одежды, например дубленок. Не стоит сомневаться, что в такой «шубке» будет тепло и комфортно даже в самые лютые морозы.

Матушка-природа сама позаботилась о человеке, дав ему в помощь такой натуральный материал, как юфть. Данный вид кожи очень часто используется для изготовления спец. обуви. В жарком цеху или при выполнении многочасовой работы у человека всегда повышено потоотделение. Если этому будет способствовать еще и обувь, то никакого удобства и комфорта, как вы понимаете, от нее ждать не приходится. Юфть - это материал, который никогда не будет провоцировать повышенную работу потожировых желез. Наоборот, сапоги из этой кожи отлично «дышат», способствуя естественному испарению влаги с поверхности кожи стопы.

Кстати, обувь, предназначенная для многочасовой носки, очень часто делается именно из типа кожи «сандальная юфть». Например, многие работники пищевой и технологической промышленности, медицины, повара и служащие клининговых компаний предпочитают юфтевую обувь. Она надежда, долговечна, прочна и стоит недорого. А что еще нужно от кожаной обуви?

Сапоги - в отличии от ботинок не имеют переднего разреза в верхней части. В зависимости от материалов, из которых они были изготовлены, сапоги подразделялись на кожаные, резиновые и валяные.

Сапог рыбацкий (модель Таганрогской фабрики. 1952 год)

Сапог рыбацкий из чёрной яловой юфти. Подошва кожаная. Крепление деревянно-шпилечное.

Сапоги кожаные — наиболее разнообразная по применяемым материалам, конструкциям и методам крепления низа группа. По материалу верха разделялись на юфтевые, хромовые, текстильные, комбинированные и фетровые.

Юфтевые сапоги вырабатывались как бытовые, так и производственные, остальные — только бытовые . Сапоги юфтевые были рассчитаны на тяжёлые условия повседневной носки; используются в условиях повышенной влажности грунта. Изготовляются из материалов повышенной толщины, плотности, прочности и водоустойчивости и отличались высокой стойкостью, повышенной водонепроницаемостью швов и скреплений, увеличенными размерами. Основные виды юфтевых сапог — вытяжные и прикройные.

Вытяжные юфтевые сапоги являлись развитием древнерусской обуви; перед и голенище составляли у них одну крупную деталь (вытяжку), которая в процессе произаодства в области переда посаживалась (получала объёмную форму), повторно обкраивалась и отделывалась. Заготовки вытяжных сапог сшивались только по задней линии и не имели шва, скрепляющего перед с голенищем, что способствовало повышению их водоустойчивости. В прошлом основная масса юфтевых сапог делалась вытяжными. Однако выкраивание очень крупной детали сложной конфигурации с последующим её обкроем приводили к полезному использованию кожи только на 60— 62%, что примерно на 20% меньше нормального. Вытяжные сапоги выпускались по специальным заказам и только производственного назначения (так называемые рыбацкие и болотные), у которых для большей устойчивости голенища иногда удлинялись, оканчиваясь раструбом, а между верхом и поднарядом в области переда прокладывался бычий пузырь (см. ).

Прикройные сапоги составляли основную массу как юфтевых сапог, так и сапог с верхом из других материалов. Конструкция одного из распространённых видов юфтевых прикройных сапог с кожаным голенищем показана на рисунке ниже с выделением основных деталей. Перечень деталей с указанием их количества и материала, шедшего на их изготовление, приведён в таблице.

Сапоги юфтевые

Сапоги юфтевые: 1 — перед; 2 — голенище; 3 — прошва; 4 — закрепка; 5 — подшивка; 6 — поднаряд; 7 — ушки; 8 — подошва; 9 — подмётка наружная; 10 — каблук; 11 — набойка; 12 — стелька; 13 — задник (мягкий пласт); 14 — задник (жёсткий пласт); 15 — простилка; 16 — теленок

Детали прикройных юфтевых сапог с кожаным голенищем

Сапог мужской из чёрной юфти. Подошва кожаная. Крепление винтовое.

Юфтевые прикройные сапоги выпускались с голенищами, настроченными на переда, либо с передами, настроченными на голенища; без задинок и с отрезными задинками; с задними наружными ремнями, задними наружными ремнями и прошвой, задними внутренними ремнями и прошвой. Голенища изготовлялись из кожи и из заменителей кожи (кирза, шарголин). Кожаные сапоги бывали с кожаными поднарядом и подшивкой, с кожаными поднарядом и сквозным футором, с кожаным поднарядом и подшивкой из текстильных материалов, с текстильным поднарядом и сквозным футором. Голенища из заменителей кожи были с кожаным поднарядом и с текстильным поднарядом. Юфтевые прикройные сапоги изготовлялись преимущественно с мягким носком, т. е. без подносков; лишь небольшая часть с кожаными голенищами имела жёсткие подноски, выкроенные из гранитоля или кожи.

По конструкции низа юфтевые сапоги были с подошвой: из кожи с кожаной обводкой; из пласткожи с кожаной обводкой или подложкой; из резины непористой или пористой с обводкой, подложкой или без них (при методе горячей вулканизации); из кожи с наружной подмёткой из пласткожи, кожи или резины или с внутренней кожаной подмёткой. Способы крепления низа: гвоздевой, винтовой, деревянно-шпилечный с винчением (см. ).

Характерными для прикройных юфтевых сапог деталями являлись: перед, голенища, задний наружный ремень, прошва, закрепка, задинка, подшивка, задний внутренний ремень, поднаряд, подмётка, задник.

Если подкладка захватывала всю площадь кожаного голенища, то она называлась футором, а сапоги — сапогами со сквозным мягким футором . Футор был только кожаным.

Иногда в сопогах с кожаным голенищем с подшивкой применялся задний внутренний ремень, проходивший от задника до края подшивки и пришитый потайным швом; повышал водонепроницаемость заднего шва, упрочнял его, обеспечивал большое удобство надевания сапога и предохранял ногу от натирания задним швом при ходьбе.

С целью повышения сопротивления истираемости низа обуви кожаный низ юфтевых сапог часто укреплялся металлоукрепителями (косячки, скобы, подковки и др.).

Материалом для наружных деталей верха юфтевых сапог служила юфть яловичная и конская чёрного и натурального цвета, удовлетворяющая требованиям ГОСТ 485—52, частично спилок для верха обуви, вырабатывавшейся по ГОСТ 1838—42, кирза и шарголин; для внутренних деталей верха сверх того хромовая подкладочная кожа (кроме хромовой овчины), удовлетворявшая требованиям ГОСТ 939—41, х.-б. ткани для подшивки (ГОСТ 7287—54) и полудвуниток (ОСТ 30288—40). В сапогах с голенищами из заменителей кожи наружные кожаные детали верха могли быть выкроены лицом или бахтармой наружу; с голенищами из спилка допускалась постановка на бахтарму только передов. Подошвы для юфтевых сапог, кроме детских, выкраивались из кожи и резины; подмётки — из кожи, резины и пласткожи. Кожа должна была удовлетворять требованиям ГОСТ 461—51, резина и пласткожа — требованиям ТУ. Детские сапоги изготовлялись только на кожаной подошве.

Сапог мальчиковый (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог мальчиковый. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.

По поло-возрастному признаку юфтевые сапоги делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 37—42), мальчиковые и девичьи (№№ 35—37), школьные (№№ 31—34) и детские (№№ 27—30). Обувь для детей была в двух полнотах; для взрослых — в трёх полнотах повышенных номеров.

Сапог женский (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог женский. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Подошка резиновая. Крепление гвоздевое.

Сапоги хромовые — более нарядные, предназначенные для эксплуатации в лучших условиях. Хромовые сапоги вырабатывались в виде прикройных сапог с втачными передами, с голенищами из кожи или из заменителей (ворсит и текстовинит). Первые делались с кожаным поднарядом и сквозным мягким футором, с прошвой, жёстким носком, с верхом из лицевых или тиснёных кож и шевро; в небольшом количестве ручным способом в порядке индивидуального пошива выпускались также мужские с жёстким футором, у которых кожаные голенища натягивались на каркас объёмной формы, выкроенный из жёсткой кожи полувального типа; вторые — с кожаным или текстильным поднарядом и сквозным текстильным футором, с передами и отрезными задинками из лицевых, тиснёных и свиных кож, с жёстким носком и прошвой.

Материалом для наружных деталей верха хромовых сапог служили кожи хромового дубления — опоёк, выросток, полукожник, шевро, козлина, конская и свиная кожи чёрного или коричневого цвета, удовлетворявшие требованиям ГОСТ 939—41, а также (для голенищ) шлифованный ворсит и текстовинит, удовлетворявший требованиям ТУ. По материалам подкладки и деталей низа хромовые сапоги не отличались от юфтевых. По конструкции низа были с подошвой из кожи с кожаной обводкой или подложкой, из кожи с кожаным рантом, из резины непористой или пористой. Методы крепления низа хромовых сапог — рантовый, винтовой, деревянно-шпилечный, горячей вулканизации. По поло-возрастному признаку делились на мужские (№№ 38—47), женские (№№ 34—42), мальчиковые (№№ 35— 37) и школьные (№№ 31—34). Мужские имели полноты 8, 9 и 10, женские и мальчиковые -— 7, 8 и 9.

Сапог мужской (модель фабрики "Спартак" 1952 год)

Юфтевые и хромовые сапоги в небольшом количестве выпускались на меху, со сплошной подкладкой, выкроенной из натурального меха овчины метиса второй группы (при юфтевом верхе) или овчины крашеной (при хромовом верхе). Для лучшего удерживания на ноге юфтевые сапоги на меху делались с узким круговым ремнём на пряжке в верхней части голенища; вырабатывались на кожаной подошве винтовым методом крепления низа, на непористой резиновой подошве с кожаной подложкой — гвоздевым методом. Хромовые сапоги на меху в верхней части голенищ обычно имели короткий продольный разрез с клапаном и боковой шнуровкой, выпускались на двойной кожаной подошве рантовым методом крепления. Сапоги на меху использовались большей частью в условиях низких температур.

Сапоги текстильные предназначались для носки в сухих климатических условиях. Изготовлялись в виде прикройных сапог с втачными или настрочными передами. Детали верха выкраивались из тканей. Вырабатывались чёрного, коричневого, серого и защитного цветов. Подкладочные детали состояли из текстильного футора и поднаряда и кожаного заднего внутреннего ремня; сапоги делались большей частью с разрезом, блочками для шнуровки и клапанами в верхней части голенищ с наружной стороны или по заднему шву; разрез имел длину 9—10 см, с каждой его стороны ставилось по пять блочков, закреплённых подблочниками. В сапогах, не имевших разреза, было обязательно применение ушков из х.-б. тесьмы шир. 32 мм. По деталям низа текстильные сапоги не отличались от хромовых, за исключением того, что наряду с обычными задниками они могли вырабатываться с трёхслойным гранитолевым задником, помещаемым в настрочной карман из жёсткой кожи. Могли иметь подошву кожаную, пласткожаную, пористую резиновую (при рантовом методе) и резиновую (при методе горячей вулканизации). Способы крепления: винтовой, рантовый и горячей вулканизации. Материалы для изготовления текстильных сапог: дублированные и сдублированные обувные ткани, кирза двухслойная (ТУ 243—49) на детали верха; башмачная палатка (ОСТ 30293—40) — на детали верха, поднаряд и футор; тик-саржа и другие равноценные по физико-механическим свойствам ткани — на футор; кожи хромовые — на кожаные детали верха и задний внутренний ремень (ГОСТ 939—42); кожи подкладочные для обуви (ГОСТ 940— 41) — на задний внутренний ремень; кожи для низа обуви (ГОСТ 1010—41 и 461—51), сходы кожевенные для низа обуви (ГОСТ 1903—54), а также пласткожа и резина — для низа сапог.

Сапоги комбинированные отличались от текстильных наличием кожаных задинок и кожаных фигурных союзок. Кожаные детали верха выкраивались из хромовых кож (ГОСТ 939—41) — опойка, выростка, полукожника и конских передин.

В соответствии с ВТУ 1288—55 сапоги текстильные и комбинированные выпускались только мужские (№№ 38—47) в трёх полнотах (7, 8 и 9).

Сапоги фетровые использовались для носки в условиях относительно низкой температуры. Вырабатывались с рядом накладных деталей из кожи, что предохраняло наиболее изнашиваемые участки верха и низа и способствовало повышению общего срока службы сапог. Для улучшения эксплуатационных свойств низ зачастую подшивался кожей. К группе фетровых сапог относились: сапоги с верхом из крашеного и некрашеного фетра с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной, резиновой и войлочной подошве, с низким каблуком; сапоги с верхом из некрашеного (натурального белого цвета) фетра с удлинёнными голенищами (охотничьи), с кожаными союзками и задинками, на кожаной подошве, с низким кожаным каблуком (только мужские); сапоги с верхом из войлока, кавказской бурки или сукна с кожаными союзками и задинками, с обшивкой швов и верхнего канта кожей, на кожаной, пласткожаной и резиновой подошве; бурки и чулки-ноговицы.

Основным материалом для изготовления фетровых сапог служил фетр; кожаные детали верха выкраивались из определённых участков хромовых кож, удовлетворявших требованиям ГОСТ 939—41. По материалам низа фетровые сапоги не отличались от других видов хромовых сапог. По поло-возрастному признаку разделялись на мужские (№№ 26—32), женские (№№ 23—26), детские школьные (№№ 20—23), дошкольные (№№ 13—19). Нумерация соответствовала длине стельки в сантиметрах.

Размеры кожаных сапог . Минимальные размеры высоты и ширины голенищ бытовых кожаных сапог были следующие (в мм ): мужские — высота 390, ширина внизу 170,5, вверху 191; женские — высота 345, ширина внизу 157,5, вверху 190; мальчиковые — высота 350, ширина внизу 155, вверху 175; школьные — высота 300, ширина внизу 138, вверху 158; детские — высота 250, ширина внизу 121, вверху 141. Разница между смежными номерами юфтевых, хромовых и текстильных сапог следующая (в мм ): по высоте 5, по ширине голенищ 2,5 (при голенище, сложенном вдвое и измеренном вверху в самом широком месте, внизу — на уровне шейки переда). Показатели размеров фетровых сапог — см. Фетровая обувь.

Сапоги резиновые

Сапоги резиновые: 1 — голенище и перед резиновый; 2 — подошва; 3 — стелька; 4 — каблук; 5 — подкладка голенища; 6 — подкладка передов; 7 — задник; 8 — стелька текстильная

Сапоги резиновые по назначению подразделялись на бытовые и производственные. Надевались непосредственно на ногу (поверх носка, чулка или портянки). Бытовые применялись в сырых местах или в дождливое время; производственные — при работе в воде, с растворами кислот и щелочей, с бензином и нефтью, в горнорудной и химической промышленности, в сельском хозяйстве, на лесных разработках, при рыбной ловле. Изготовлялись методом ручной клейки отдельных деталей либо методом формования (см. ).

На рисунке выше показан изготовленный формовым методом сапог с указанием восьми деталей: текстильные — подкладка голенищ, подкладка передов, задник и стелька (сшивались в чулок); резиновые — голенище с передом, подошва, стелька и каблук.

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог приведены в таблице ниже.

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог

Основные типы, виды и размеры резиновых сапог (продолжение)

Сапоги артикула 150 (клееные) — наиболее распространённый тип резиновых сапог; пригодны для различных условий носки. Перечень наиболее важных деталей этих сапог и применяемые на их изготовление резиновые и текстильные материалыв таблице ниже.

Детали резиновых сапог артикула 150

Другие артикуло-фасоны резиновых сапог отличаюлись от клееных арт. 150 количеством деталей и калибром применявшихся текстильных тканей и каландрированной резины.

Сапог мужской (модель фабрики им. Кирова. 1952 год)

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

Горнорудные сапоги арт. 118-а для усиления конструкции и увеличения стойкости против механических повреждений снабжались дополнительными деталями-усилителями (передним, боковым и задним), состоящими из текстильных тканей, промазанных и резиновой смесью; имели низкое голенище из промазанной и обложенной резиной текстильной ткани и обсоюзки из резиновой смеси.

Противокислотные и противощелочные сапоги арт. 11150 и 11114. Для голенищ и передов применялась более толстая каландрированная резина калибра 1,85—2,05 мм. Для бензостойких сапог в резиновую смесь добавлялся дибутилфталат. У горняцких и проходческих сапог низ обуви имел усиленную сплошную подошву толщиной 14—15 мм; на нижней части голенища имеется дополнительное усиление — фигурное полуголенище, которое устраняло трещины по бокам в местах перехода головки и задника к голенищу и на нижней части голенища; фигурный задник и фигурная головка имели удлинённый язык для предохранения трещин в процессе эксплуатации в местах перехода головки и задника к голенищу; каблук клееный высотой 11—12 мм был не подвержен оклейке и обладал повышенной прочностью на износ; голенище было сдублировано с подкладкой на каландре, что значительно увеличивало силу их сцепления, устраняло отклейку и уменьшало изнашиваемость подкладки; вместо наружной рифлёной ленты — резиновая под головкой, что затрудняло её отклеивание от сапога.

Сапог мужской (модель фабрики "Х Октябрь" 1952 год)

Сапог мужской. Союзка из чёрной юфти, голенища из кирзы. Крепление гвоздевое.

Для изготовления рыбацких формовых сапог артикула 151 к ним с помощью резиновой соединительной ленты приформовывали резиновую штанину на подкладке из саржи или трикотажного полотна; толщина штанины с подкладкой 1,4 ± 0,1 мм.

Утепленные сапоги артикула 156 УВ дополнительно состояли из двух теплоизолирующих слоёв, внутренней войлочной стельки (толщиной 8—12 мм), обрезиненной текстильной подкладки из технического трикотажного полотна. Внутренние теплоизолирующие слои для передка и голенища состояли из комбинации полушерстяного полотна с начёсом (для первого слоя) и галошной байки шерстяной (для второго слоя). Подошва с рифлёной подмёткой и каблуком толщиной не менее в подмёточной части 8 мм и в пяточной части 20 мм; накладывалась с «завалом» по всей нижней части сапога. Наружный профильный рант накладывался встык к подошве, перекрывая место соединения подошвы с резиновым верхом.

Пик популярности яловых (юфтевых), кирзовых и хромовых сапог пришелся на период прошлого века, но они продолжают оставаться актуальными в ряде случаев. На сегодняшний день они востребованы среди:

  • сотрудников химически опасных производств;
  • работников путевых бригад железной дороги;
  • электросварщиков;
  • рабочих литейных цехов;
  • участников реконструкции исторических событий;
  • некоторой части охотников, сельских жителей и т.д.
Появление кирзовых, яловых и хромовых сапог, в их современном виде, пришлось на советский период и связано с появлением кирзовой ткани. Эта плотная хлопчатобумажная ткань берет свое название от английского слова «kersey», что было синонимом грубого полотна, разновидности технической ткани. Со временем, произношение она получила привычное для нас название – кирза. Для производства кирзовой обуви использовался материал, обработанный пленкообразующим веществом, нанесенным на многослойную ткань. Дешевизна этого заменителя кожи предопределила его массовое использование для производства сначала военной, а затем специальной обуви.

Кирзовые сапоги

Для своего времени они отличались завидной износостойкостью. Кроме того, их производство обходилось государственной казне гораздо дешевле кожаной обуви. Кирзовые сапоги хорошо держали тепло, что позволяло им быть всесезонной обувью. В условиях нехватки натуральной кожи, возможность наладить бесперебойное снабжение войск обувью, также сыграла свою роль в широком распространении. В условиях недостаточного производства гражданской обуви, их можно было часто увидеть и у обычных граждан, особенно в послевоенный период.Преимущества кирзовых сапог:
  • невысокая стоимость;
  • достаточная износостойкость;
  • сохраняют ноги от воздействия различных деформаций и ударных нагрузок;
  • защита ступней и голени от воздействия агрессивных жидкостей и
  • влагоустойчивость, в том числе, в условиях пересеченной местности.

Яловые и юфтевые сапоги. Есть ли разница?


Улучшить качество, удобство и срок носки сапог позволило применение юфти (яловой кожи). Последняя изготавливалась из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. Несмотря на грубую выделку, она было уже натуральным материалом, обладающим всеми присущими ему качествами: гигроскопичностью, способностью сохранять тепло, высокой прочностью, гипоаллергенностью. Применение юфти сказалось на удобстве носки, кожа лучше принимала естественную форму ноги, чего нельзя было сказать об искусственном материале.Другое название юфти – «русская кожа». Она проходит несколько стадий дубления и вырабатывается из шкур ялового (не старше 1-1,5 лет) крупного рогатого скота, конских и свиных. Технология ее выделки менялась со временем, внедрялись новые способы дубления (применялись соли хрома), но качество всегда позволяло использовать для производства прочной обуви. Яловая кожа, применявшаяся при их изготовлении, считалась оптимальной для условий вредных производств, где сапогам, на тот момент, не было равных.Неоднократно разрабатывались ГОСТы, регулирующие качество обуви из юфти. Из-за названия кожи, использующейся при изготовлении, сапоги из юфти называли яловыми. Различий практически нет, если не считать толщину материала, которая могла незначительно отличаться.Сапоги из яловой кожи входили в состав вещевого обмундирования, выдаваемого в Вооруженных силах, были востребованы в сельской местности, работниками вредных производств. Они прекрасно сохраняли ноги охотников, тружеников села от холода, влаги и ударных нагрузок. Сталевары использовали их в условиях высоких температур, где кожа проявляла свои лучшие качества, эффективно отводя лишнюю влагу и защищая от попадания искр. Сварщики ценили их за эффективную защиту от окалины и диэлектрические свойства.

Преимущества яловых (юфтевых) сапог:

  • устойчивость к различным видам деформации;
  • защита от попадания агрессивных жидкостей (бензин, масло и т.д.);
  • влагоустойчивость;
  • защита от поражения электрическим током;
  • имеющиеся в коже позволяют ей «дышать», позволяя им лучше сохранять тепло;
  • гипоаллергенность.

Как отличить яловые (юфтевые) сапоги от кирзовых

Первое на что надо обратить внимание, это на нижнюю часть сапога. Кожа выгодна отличатся от кирзовой ткани, в том числе и по внешнему виду. Невооруженным взглядом виден присущий ей рисунок и фактура, отличающаяся от кирзы. Последняя лишь проходит обработку в виде теснения «под кожу», поэтому меньше похожа на нее. К другим отличиям юфтевых (яловых) сапог от кирзовых можно отнести:
  • они более теплые, благодаря лучшей способности кожи сохранять тепло;
  • лучше сохнут после намокания;
  • через некоторое время нижняя часть принимает форму ноги, что делает носку более комфортной;
  • устойчивость к любым видам деформации, защищают ногу от ударного воздействия;
  • в жаркий период яловая кожа лучше отводит влагу, позволяя оставаться ногам сухими;
  • высокие диэлектрические свойства кожи;
  • более высокая стоимость (кожаная обувь всегда стоит дороже).

Хромовые сапоги

В начале своего появления они были доступны офицерскому составу, Воздушно-десантных войсках, военнослужащим, входивших в состав рот почетного караула. Кожа хромовых сапог очень мягкая, проходит более тщательную выделку и очень красива на вид. Обувь, сделанная из нее, более изящная, чем кирзовые или яловые. Со временем ситуация изменилась, промышленность выпускает много моделей хромовых сапог, особенно женских, в силу их комфорта, изящности и красоты.

Отличия хромовых сапог от яловых (юфтевых) и кирзовых

Они по праву считаются самыми удобными из всех трех вариантов обуви, что предопределило интерес к ним женского пола. К другим отличиям можно отнести следующее:
  • проходит более качественную выделку по сравнению яловыми, в частности используются соли хрома, который и дал название сапогам;
  • мягкая кожа хромовых сапог лучше поддается окрашиванию, тиснению отделке лицевой части поверхности кожи;
  • удобство в носке, в силу большей упругости и пластичности;
  • красивый внешний вид, благодаря тому, что лучше сохраняют форму по сравнению с кирзовыми или яловыми;
  • менее устойчивы к длительным экстремальным нагрузкам, чем кирзовые или яловые, потому что кожа их более тонкая.
Красота и изящность сделали хромовые сапоги практически не пригодными в качестве специальной обуви. По своим рабочим качествам они уступают яловым, юфтевым и кирзовым.

Компания РАТ продолжает рассказывать о тонкостях обувного ремесла. И в этот раз мы поговорим о коже, используемой в производстве спецобуви. Казалось бы, натуральная кожа является настолько привычным материалом, что ничего нового о нем уже не узнать. Но мы попытаемся раскрыть вам некоторые секреты.

Современный мир столкнулся с нехваткой натуральной кожи для обуви. Дело в том, что количество животных, специально выращиваемых для производства, становится меньшим по отношению к количеству выпускаемой обуви. Такая тенденция обусловлена возросшей общемировой потребностью в кожаной одежде и, в частности, обуви, сокращением пастбищ для скота, увеличением численности населения земли и т.д. Именно поэтому производители стали прибегать к некоторым хитростям, которые помогают удовлетворить высокий спрос на кожаную обувь. Так как спецобувь, и в особенности продающаяся в России относится к разряду недорогой продукции эконом-класса, то, как правило, все производители пытаются применять достаточно дешевую кожу, при этом продолжая указывать на то, что она высококачественная.

Виды обувной кожи

В производстве спецобуви применяется кожа крупнорогатого скота: коровья кожа или кожа буйвола (буйволина), как правило, из Индии и Пакистана. Большее распространение получила кожа буйвола. Она сама по себе дешевле яловой кожи (коровьей), имеет большую толщину, которую можно распилить на большее количество слоев — спилков, каждый из которых может применяться в различных сферах производства обуви. Таким образом, кожа для верха обуви, которая применяется в производстве спецобуви разделяется на три основных вида:

  • кожа с естественной лицевой поверхностью (лицевая кожа/кожтовар);
  • шлифованные кожи (кожи с подшлифовкой);
  • обувные спилки (натуральная кожа с покрытием).

Кожа с естественной лицевой поверхностью

Речь идет о самом верхнем слое кожи, который обладает наилучшими характеристиками по сравнению с нижними слоями: высокой эластичностью, стойкостью и прочностью, долговечностью. Кожа из верхнего слоя шкуры лучше пропускает воздух и не пропускает воду из-за наличия животного жира в своем составе. Однако в массовом выпуске спецобуви кожа этого вида применяется достаточно редко из-за своей дороговизны. Производители решили эту проблему путем распиливания (шерфования) толстой кожи (порядка 1,5 см.) на слои. Так появились спилки.

Кожа с естественной лицевой поверхностью разделяется на два основных вида в зависимости от метода дубления:

  • хромовые кожи;
  • юфть.

Хромовые кожи

Хромовыми кожами называются мягкие кожи, выдубленные основными хромовыми солями — хромово-калиевые и хромово-натриевые квасцы и хромпик. Дубление выполняют в специальных вращающихся барабанах в течение 8-12 часов по специально отработанной технологии. Кожа такой отделки становится мягкой и эластичной.

Такой метод отделки обеспечивает коже ног нормальное потоотведение, дыхание и оптимальную температуру. Ее особенности: обладает повышенной толщиной и эластичностью (что улучшает устойчивость верха обуви к многократным изгибам), стойкостью к ударным и истирающим воздействиям, действию воды, грязи и пыли.

При всех достоинствах данный метод является довольно дорогостоящим и поэтому кожа хромового дубления применяется в производстве спецобуви достаточно редко. Хромовые кожи с естественной лицевой поверхностью бывают как гладкими в т.ч. с рисунком (мерией) так и бархатистые (с ворсом), как нубук.

Нубук

Нубук — это специально обработанная кожа, которая проходит хромовое дубление. Имеет на лицевой поверхности слабый ворс, который придаёт коже хороший внешний вид — она становится бархатистой. Нубук из натуральной кожи имеет хорошую воздухопроницаемость и плохо смачивается водой, обладает водостойким эффектом. К недостаткам этой кожи относят необходимость ухода за изделиями. Нубук является высококачественным материалом, поэтому применяется только в производстве обуви высокого класса.

  • Ботинки рабочие с металлоподноском "Hummer" бежевого цвета
  • Ботинки рабочие с металлоподноском "Hummer" коричневого цвета

Юфтевая кожа

Кожа отделывается растительными дубящими веществами. Юфтевые кожи — это толстые, мягкие кожи с высоким содержанием жира (26-30%), водостойкие. В отличие от хромовой кожи обладают повышенным содержанием жировых веществ, а также водостойкостью и износостойкостью, но менее эластична. Для придания этих качеств кожу обрабатывают путём длительного золения и обильного жирования (содержание жира в юфти до 25% от массы кожи). Такой метод является менее дорогим по сравнению с хромовым дублением, поэтому чаще применяется производителями спецобуви. Иногда юфтевое дубление комбинируется с хромовой обработкой.

На складе РАТ появились новые сапоги рабочие с регулируемой кулисой, изготовленные из лицевой юфтевой кожи, подошва полиуретан/термополиуретан, с композитным подноском, армированным кевларовыми нитями, кевларовой антипрокольной стелькой, подкладка «CAMBRELLE» РА081b, а также с подкладкой из натурального меха РА081b G.FUR:

Шлифованные кожи

Животное еще при жизни могло повредить кожу или имело другие дефекты шкуры при болезнях. Также шкуры животных могут быть повреждены при их съеме с туши, транспортировке или хранении. В этом случае производители зашлифовывают поврежденные участки, но и при этом уничтожается (повреждается) лицевой слой на этих участках. Иногда шкуры животных имеют такое состояние, что приходиться шлифовать всю поверхность. В этом случае качество шлифованной кожи очень подобно спилкам.

Спилки

Спилок или спилок кожевенный — слой кожи, который получен при помощи специального оборудования. Кожу расслаивают на несколько пластов, иногда до 5-6. Различают спилок лицевой, средний и мездровый (или бахтормяный).

При расслоении происходит нарушение структуры кожи, поэтому спилки получают ряд недостатков. Они рыхлые, тяжелые, а так как волокна остались в верхнем слое, спилок плохо тянется и не восстанавливает форму после деформации. Как и верхний слой кожи, спилок пропускает воздух, но быстро впитывает и накапливает водяные пары, менее водостойкий, как правило хуже сохнет. Обувные спилки менее эластичные, прочные и долговечные. Искусственное покрытие спилка кожи способно растрескиваться или вовсе отстать от кожаной основы.

Для восстановления свойств спилка и расширения области его применения, а именно — в обувную промышленность, его тиснят горячим прессом с различными добавками или пропитками, создавая на одной из сторон 100% искусственную поверхность, чтобы он внешне был похож на кожу. Существует множество различных технологий нанесения искусственного покрытия на спилок. В результате, отличить в готовом изделии спилок от кожи практически невозможно. После химической обработки, спилки кожи иногда называют «кожей с искусственным лицом» или кожей с покрытием.

При определенной обработке спилок может иметь нанесенную на одну сторону покрытие. Часто их обрабатывают полиуретановым нанесением: покрытие спилка пленкой на основе микропористого полиуретана. Процесс нанесения на спилок пленок из вспененного ПВХ или полиуретана состоит из покрытия спилка адгезивом (обычно наносится на валичной машине), затем спилок подается к пленке и закрепляется прессованием. Иногда применяется распыление жидкого полиуретена на кожу, позволяющее получить спилки с отличным внешним видом и физико-механическими характеристиками, но более высокой ценой.

Термопластичные, полиуретановые и ПВХ пленки создают плотную поверхность с хорошими показателями. Однако эксплуатационные характеристики значительно отличаются от натуральной кожи с естественным «лицом», поэтому данная технология позволяет выпускать только недорогие артикулы спилка.

Еще одно простое технологическое решение — отделка спилка акриловыми смолами. Отделка наносится на поливочной машине или распылением. После нанесения одного или двух грунтовочных слоев путем нарезки (прессования) создается эффект лицевой поверхности. В завершение поверхность закрепляется лаком. Преимущество этого метода отделки — в его экономичности. Для нанесения акриловых смол не требуется специальное оборудование, можно использовать стандартные машины, имеющиеся в распоряжении кожевенных заводов.

Иногда применяются комбинированные смеси полиуретана, акрила и других веществ.

ПРИНЦИП РАБОТЫ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РАТ» — ВСЕГДА ПОЛНОЦЕННО И ДОСТОВЕРНО ИНФОРМИРОВАТЬ КЛИЕНТОВ О МАТЕРИАЛАХ И ТЕХНОЛОГИЯХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРИМЕНЕНЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ ОБУВИ И ВСЕХ РИСКАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦОБУВИ.

ОБУВЬ ОТ ФИРМЫ «РАТ» ИМЕЕТ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ СЕРТИФИКАТЫ И ГАРАНТИЮ. ПОКУПАЯ У НАС СПЕЦОБУВЬ, ВЫ ГАРАНТИРОВАНО ПОЛУЧАЕТЕ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ С ЛУЧШИМ СООТНОШЕНИЕМ ЦЕНА/КАЧЕСТВО!

Компания «РАТ» с должным вниманием следит за качеством производства своей спецобуви. В том числе, и за материалами, из которых производится товар. Кожа является основой спецобуви, поэтому контроль над должными защитными и комфортными характеристиками ведется на самом высоком уровне. Компания «РАТ» использует только высококачественные спилки, обработанные с применением новейших технологий, что позволяет не снижая качества продукции, поддерживать ее высокие положительные характеристики.

Компания РАТ предлагает оптом спецобувь из высококачественной натуральной кожи с покрытием и с доставкой в любой уголок России и мира:

  • Ботинки рабочие с металлоподноском "Hummer" черного цвета на подошве из резины ;

Существует еще один вид кожи — прессованная или восстановленная. Она изготовлена из материала, вырабатываемого под давлением из отходов производства натуральной кожи: обрезков и лоскутков, хромовой стружки, кожевенной пыли и других отходов. Разрозненные частицы измельчаются в мелкий порошок, который замешивается с синтетическими материалами, выполняющих роль связующих волокон. Завершается производство заливкой клейстером, который закрепляет получившийся материал. Следом идет этап сушки и покрытия полиуретаном, акрилом или другим веществом.

Вполне понятно, что это делается для экономии сырья и удешевления продукции. Одно дело — изделие из цельного куска кожи, и совсем другое — из измельченных кожаных отходов. При этом «прессованной коже» присущи все свойства синтетической. Это нетканая основа, на которую наносится слой, имитирующий лицевую поверхность кожи. Эта кожа плохо дышит, не пропускает влагу и воздух. К тому же она не износостойкая и ломкая. Материал делают максимально схожим с натуральной кожей, его трудно определить «на глаз». Компания «РАТ» никогда не использовала подобные уловки в производстве всех видов своей обуви. Вся производимая спецобувь только из высококачественных материалов — главное правило компании.

Одним из многочисленных примеров использования этого правила: для пищевых, медицинских, химических и электронных производств с металлоподноском , изготовленные с использованием искусственной кожи «Microfiber». Это стильный, качественный и долговечный материал; водонепроницаемая кожа износостойка, не поглощает воду и грязь, проста в применении и уходе. Изготовлена на основе силикона и полиуретана. Кожа Microfiber используется только для некоторых видов спецобуви. Этот материал недружелюбен к размножению микроорганизмов и пригоден для частых стирок в стиральной машине. Благодаря всем этим качествам, сандалии очень ценятся нашими клиентами по всей России.

© 2024 CleanerНome - Женский портал